Выписка из Реестра доступности
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа комплексного сопровождения — это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме.
Комплексное сопровождение — это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система.
Система комплексного сопровождения осуществляется по следующим направлениям:
- Образовательное – усвоение образовательной программы (нач. школа-развитие, ср. звено-стандарт)
- Коррекционно-развивающее – индивидуальное сопровождение ребенка с особенностями в развитии педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем – дефектологом, врачом. Работа учителя в подгруппе (кор. занятия) и в группе (факультативы).
- Социальное развитие детей – которое происходит в ходе совместных мероприятий, занятиях доп. образования.
Нормативно-правовой и документальной основой являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2001) раздел 2.9.;
- О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 01.01.01 г.)
- Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 01.01.01 г. N 124-ФЗ)
Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Поэтому для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека.
Оборудование «Доступная среда»
В разделе «Развивающие игры» представлено оборудование, направленное на обогащение сенсорного опыта ребенка, на развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики, логического мышления.
Этот раздел включает следующее оборудования:
- Доска-сортер
- Набор для творческого конструирования тип 3 набор человечков «Семь цветов радуги»
- Набор для творческого конструирования «Пейзаж» (большой и малый)
- Тактильные рукавички
- Игра «Мягче-жестче»
- Тактильная волнистая дорожка (8 элементов)
- Тактильные доски (большие и малые)
- ТактиЛото
- Игра «Что это?»
- Сенсино
- Тастаро
- Бусины «Перло»
- Набор винтиков и гаечек
- Лего
- Сказочный мешочек «Семья»
- Звучащие куклы
- Запомни звук
- Лабиринт проволочный настольный (треугольная призма)
- Рисуем на песке
- Сухой бассейн круглый
В раздел «Балансировка и координация» входят игры, которые помогают развитию у детей пространственной ориентировки и координации движений, осознанию схемы собственного тела, формируют навык удержания равновесия. С их помощью удается раскрепостить скованных детей, снять мышечное напряжение, снизить излишнюю возбужденность и даже возможно агрессивность.
Оборудование:
- Панель-лабиринт деревянная «Рисуем ногами»1
- Панель-лабиринт «Рисуем ногами»2
- Балансировка и координация «Шарик в лабиринте»
- Балансировка и координация «Мышка в лабиринте»
- Мяч на резинке
- Баррикадо
- «Лабиринт» для развития координации движений
- «Подуй на шарик»
- Книга-лабиринт
- Зеркальный домик
Развиваем координацию движения Панель-лабиринт деревянная “Рисуем ногами”
Балансировка и координация: Мышка в лабиринте
Развивающая игра “Лабиринт” для развития координации движений
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Игра с бусинами “Перло”
Сухой бассейн круглый
Сказочный мешочек «Семья»
Программа коррекционной работы начального общего образования
Программа коррекционной работы Учреждения разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы Учреждения по данной проблематике.
Цель программы
Программа коррекционной работы в Учреждении направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы.
— Выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
— Выявлять особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
— Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
— Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для учащихся ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
— Реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
— Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Принципы, определяющие содержание программы коррекционной работы:
— Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
2.5.1.Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
Программа коррекционной работы при получении начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательной деятельности — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
2.5.2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Диагностическая работа
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Виды и формы деятельности | Ответственный | Результат |
1 | Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи | I четверть | Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями.
Наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся. Логопедическая и психологическая диагностика, опрос педагогов. заполнение диагностических карт специалистами. Формирование групп для коррекционных и развивающих занятий |
учителя 1-х классов, психолог | Анализ контингента учащихся |
2 | Первичная диагностика отклонений в развитии детей и анализ причин трудностей адаптации | I четверть | учителя 1-х классов, психолог | Выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе | |
3 | Комплексный сбор сведений об учащемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля | I четверть | учителя 1-х классов, психолог, социальный педагог, медицинская сестра | Выработка стратегий взаимодействия с учащимся с ОВЗ | |
4 | Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей | I четверть | Учителя 1-х классов, психолог, педиатр | Выявление резервных возможностей и сохранных функций организма учащегося с ОВЗ | |
5 | Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся; | I полугод. | Психолог, учителя 1-х классов | Выявление резервных возможностей организма учащегося с ОВЗ | |
6 | Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащегося | I полугод. | социальный педагог, учителя 1-х классов | Помощь родителям в вопросах воспитания учащегося с ОВЗ | |
7 | Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащегося с ограниченными возможностями здоровья | I, II полугод. | учителя 1-х классов | Помощь в адаптации и социализации учащегося с ОВЗ | |
8 | Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития учащегося | I, II полугод. | учителя начальных классов, психолог | Эффективность работы специалистов с учащимися с ограниченными возможностями здоровья | |
9 | Анализ успешности коррекционно-развивающей работы | в конце учебного года | Педагогический консилиум с привлечением специалистов | учителя начальных классов, психолог | Эффективность реализации коррекционно-развивающих программ |
Коррекционно-развивающая работа
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Виды и формы деятельности | Ответствен
ный |
Результат |
1 | Выбор оптимальных для развития учащегося с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его образовательными потребностями | в течение учебного года | Игровые ситуации,
упражнения, задачи, коррекционные приёмы и методы обучения Элементы изотворчества, танцевального творчества Валеопаузы, мину- ты отдыха Индивидуальная работа, дополнительные задания и помощь учителя Коррекционные занятия с психологом и логопедом |
учителя начальной школы, психолог | Адаптация учащегося с ОВЗ, выполнение им образовательного стандарта |
2 | Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения | в течение учебного года | учителя начальной школы, психолог | Адаптация учащегося с ОВЗ, выполнение им образовательного стандарта | |
3 | Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательной деятельности, направленной на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии | в течение учебного года | учителя начальной школы, психолог | Адаптация учащегося с ОВЗ, достижение им образовательного стандарта | |
4 | Коррекция и развитие высших психических функций | в течение учебного года | психолог | Коррекция отклонений в развитии | |
5 | Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося и психокоррекция его поведения | в течение учебного года | психолог | Коррекция отклонений в развитии | |
6 | Социальную защиту учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах | в течение учебного года | учителя начальной школы, социальный педагог | Успешная адаптация ребенка с ОВЗ |
Консультативная работа
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственный | Результат |
1 | Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательной деятельности | в течение учебного года | учителя начальной школы, психолог | Выработка стратегий в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ с целью выполнения ими образовательного стандарта |
2 | Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с учащимся с ограниченными возможностями здоровья | по запросу и необходимости | психолог, логопед, социальный педагог | Помощь педагогам в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ |
3 | Консультативная помощь семье и педагогам в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения учащегося с ограниченными возможностями здоровья | по запросу и необходимости | учителя начальной школы, психолог | Помощь семье и педагогам в вопросах воспитания и взаимодействия учащегося с учащимся с ограниченными возможностями здоровья |
Информационно-просветительская работа
№ п/п | Название мероприятия (работы) | Сроки | Ответственный | Результат |
1 | Оформление информационных буклетов для родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ | I полугодие учебного года | заместитель директора по УВР, психолог | Особенности сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ в Учреждении |
2 | Тематические выступления специалистов для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ограниченными возможностями здоровья | по мере необходимости и запросу | заместитель директора по УВР в начальной школе, психолог, социальный педагог | Выработка единой стратегии взаимодействия специалистов всех уровней в обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ |
3 | Лектории для родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ по разъяснению особенностей воспитания и обучения в Учреждении | по мере необходимости и запросу в рамках родительских собраний | заместитель директора по УВР, учителя начальной школы | Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья |
2.5.3. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
- Специфика организации учебной деятельности и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения. Педагогические работники Учреждения должны знать основы инклюзивного образования, коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательной деятельности и реабилитационного процесса для таких учащихся.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией Учреждения, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка;
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль за успеваемостью и поведением учащихся в классе;
- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в Учреждении комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
С целью обеспечения освоения учащимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание Учреждения введена ставка педагога-психолога, а по согласованию с ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности») в Учреждении работают психолог, логопед, хореограф. Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В Учреждении проводится работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации работы с учащимися с ОВЗ.
2.В целях профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста 3 раза в неделю проводятся уроки физической культуры, внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность. В целях профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата в Учреждении имеется специальная мебель: парта для детей с ДЦП с регулировкой уровня высоты.
- Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среду Учреждения, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности учащихся с ОВЗ:
– кабинет для организации коррекционных (индивидуальных и групповых) занятий;
– спортивный зал;
-столовая;
– кабинет для обеспечения медицинского обслуживания.
В учебных классах при необходимости учащемуся возможно предоставить дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.
Также возможно предусмотреть около парты дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не менее 90 см. Такая же ширина должна у входной двери без порога. Двери в учебных кабинетах двухстворчатые. Также возможно оставить свободным проход около доски, чтобы учащийся на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.
Для обучения учащихся с ОВЗ в Учреждении имеется комплект оборудования : лупа портативная электронная RUBY, клавиатура Clevy с разделяющей клавиши накладкой, ресивер для беспроводной связи, система сетевого исследовательского взаимодействия школьников «ГлобалЛаб», персональный компьютер с монитором;
для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеется комплект оборудования :минипандус, парта для детей с ДЦП;
для обучения учащихся с ОВЗ тип 2 имеется оборудование: тренажер логопедический для коррекции устной и письменно речи, парта логопеда, зеркало переносное для развития речи, комплект устройства с зеркалом для записи и последующего прослушивания речи, устройство для контроля собственной речи, муляж артикуляционного аппарата, набор логопедических постановочных и массажных зондов, логопедическое зеркало с отверстием, книга «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи» др.
- Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе в дальнейшем развитие дистанционной формы обучения учащихся , имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
2.5.4 Механизмы взаимодействия специалистов
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательной деятельности.
Такое взаимодействие включает:
– комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер учащегося.
Учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины: ГОО «Кузбасский региональный цент психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи «Здоровья и развития личности», МБУЗ «Детская клиническая больница №7», областная психолого-медико-педагогическая комиссия.
2.5.5. Планируемые результаты коррекционной работы
– Своевременное выявление учащихся с ОВЗ
– Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с ними
– Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в соответствии с ООП НОО.
Программа коррекционной работы основного общего образования
2.4.1. Цели и задачи коррекционной работы с учащимися при получении основного общего образования
Программа направлена на создание системы комплексной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования.
Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы; реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья;
создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;
создание специальных условий воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности;
дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.
оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);
осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.
- выявлять и удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
- определять особенности организации образовательной деятельности и условия интеграции для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы, учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для учащихся с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечивать возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- формировать зрелые личностные установки, способствующие оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
- расширять адаптивные возможности личности, определяющие готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
- развивать коммуникативную компетенцию, формы и навыки конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- реализовывать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам.
Принципы построения программы:
Преемственность. Обеспечение единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствующего достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Обеспечение связи программы коррекционной работы с программой развития универсальных учебных действий у учащихся при получении основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности учащихся, программой воспитания и социализации учащихся.
Соблюдение интересов ребёнка. Определяет позиция специалиста, призванного решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Обеспечение единства диагностики, коррекции и развития, всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.
Непрерывность. Гарантия учащимуся и его родителям (законным представителям) в непрерывности помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) учащихся с особыми образовательными потребностями выбирать формы получения учащимися образования, формы обучения, защищать законные права и интересы учащихся, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) учащихся с особыми образовательными потребностями в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению учащимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования
Диагностическое:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с особыми образовательными потребностями при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
- проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся с особыми образовательными потребностями;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с особыми образовательными потребностями, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей учащихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащегося;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития учащегося особыми образовательными потребностями (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).
Коррекционно-развивающее:
- реализация комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого- педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательной деятельности учащихся особыми образовательными потребностями с учётом особенностей психофизического развития;
- выбор оптимальных для развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
- развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
- развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
- формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
- социальная защита учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативное:
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с особыми образовательными потребностями, единых для всех участников образовательной деятельности;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с особыми образовательными потребностями;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения учащегося с особыми образовательными потребностями;
- консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с особыми образовательными потребностями профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительское:
- информационная поддержка образовательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- просветительская деятельность (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленная на разъяснение участникам образовательной деятельности — учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями;
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий учащихся с особыми образовательными потребностями.
2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями
Диагностическое направление
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с особыми образовательными потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Задачи
(направления деятельности) |
Планируемые результаты | Виды и формы деятельности,
мероприятия
|
Сроки
(периодичность в течение года) |
Ответственные
|
||||||
Психолого-педагогическая диагностика | ||||||||||
Первичная диагностика для выявления группы «риска» | Создание банка данных учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.
Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ |
Наблюдение, психологическое обследование;
анкетирование родителей, беседы с педагогами |
сентябрь | Классный руководитель
Педагог-психолог |
||||||
Углубленная диагностика учащихся с ОВЗ | Получение объективных сведений об учащемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических “портретов” детей | Диагностирование
Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) |
сентябрь | Педагог-психолог | ||||||
Социально – педагогическая диагностика | ||||||||||
Определить уровень организованности учащегося, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.
Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) |
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики. | Сентябрь – октябрь | Классный руководитель
Педагог-психолог Учитель-предметник |
||||||
Коррекционно-развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные | |
Психолого-педагогическая работа | |||||
Обеспечить педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ | Планы, программы | Разработать индивидуальную программу по предмету.
Разработать воспитательную программу работы с классом Осуществление педагогического мониторинга достижений учащихся. |
сентябрь | Учитель-предметник, классный руководитель | |
Обеспечить психологическое сопровождение детей с ОВЗ | Позитивная динамика развиваемых параметров | 1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития учащегося |
До 10.10
10.10-15.05 |
Педагог-психолог | |
Профилактическая работа | |||||
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся с ОВЗ | Разработка рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с учащимися с ОВЗ.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических программ |
В течение года | Педагог-психолог
Зам.директора по УВР |
||
Консультативное направление
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации учащихся
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Консультирование педагогов | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с учащимся, родителями, классом, работниками школы |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог
Заместитель директора |
Консультирование учащихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультивной работы с ребенком |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог
Заместитель директора |
Консультирование родителей | 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультивной работы с родителями |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог
Заместитель директора |
Информационно – просветительская работа
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательной деятельности
Задачи (направления) деятельности | Планируемые результаты. | Виды и формы деятельности, мероприятия. | Сроки (периодичность в течение года) | Ответственные |
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам | Организация работы семинаров, тренингов. | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог
Заместитель директора |
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории учащихся | Организация методических мероприятий | Информационные мероприятия | По отдельному плану-графику | Педагог – психолог
Заместитель директора |
Направления работы специалистов
Педагогическое сопровождение
Направления | Задачи | Содержание и формы работы | Ожидаемые результаты |
Диагностическое | 1.Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы.
2.Организация педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов. 3.Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться. 4.Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД. |
Изучение индивидуальных карт медико – психологической диагностики.
Анкетирование Беседы. Тестирование. Наблюдение. |
Создание «карты проблем»
Создание аналитической справки об уровне сформированности УУД. Диагностические портреты детей. |
Корреционное | 1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.
2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму. 3.Развитие творческого потенциала учащихся. 4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению; 5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы; 6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков. |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных. Содержание и формы коррекционной работы учителя: – наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно); – поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями; – составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка. – составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы; – контроль успеваемости и поведения учащихся в классе; – формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно; – ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.); – организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий: – формирование УУД на всех этапах учебной деятельности; – обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять; – побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью учащихся; – установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; – использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу; – максимальное использование сохранных анализаторов |
2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы
Взаимодействие специалистов Учреждения обеспечивает системное сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями, специалистами различного профиля в образовательной деятельности, включающее:
- комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Формы организованного взаимодействия специалистов: консилиумы, службы сопровождения, предоставляющие помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с особыми образовательными потребностями.
Организационные
Согласно Положению об индивидуальном обучении на дому учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы обучения и специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
- обучение в общеобразовательном классе;
- обучение по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе;
- сочетание обучения по индивидуальной программе, дистанционной формы обучения и обучения по программе дополнительного образования.
Психолого-педагогическое обеспечение:
- дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
- психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);
- специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с особыми образовательными потребностями; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка);
- здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм);
- участие всех детей с особыми образовательными потребностями, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.
Программно-методическое:
В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование: педагогом- психологом, социальным педагогом и педагогами, прошедшими курсовую подготовку.
Информационное обеспечение:
Создание информационной образовательной среды и развитие на её основе форм обучения с использованием информационно – коммуникационных технологий, обеспечение доступа детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей) и педагогов к сетевым источникам информации, к информационно – методическим фондам.
2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы
В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и, поскольку Программа коррекционной работы является разделом ООП ООО, планируемые результаты коррекционной работы формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (УУД):
- личностные
- регулятивные
- коммуникативные
- познавательные.
В разделе «Программа коррекционной работы» не рассматриваются предметные результаты, хотя их формирование отчасти имеет место и в результате осуществления коррекционно-развивающей деятельности, но их непосредственное достижение не является задачей коррекционной работы.
Кроме того, следует иметь в виду, что планируемые результаты по всем группам УУД формулируются только на уровне «учащийся сможет», подразумевающем, что описываемых результатов достигнет большинство детей, получивших целенаправленную регулярную и длительную
коррекционную помощь. Однако, следует также учитывать, что планируемые результаты коррекционной работы сформулированы в обобщённом виде, вследствие чего некоторые учащиеся с особыми образовательными потребностями в зависимости от индивидуальных особенностей имеющихся нарушений могут не достигнуть планируемых результатов в полном объёме.
Также необходимо учитывать, что личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные результаты достигаются в ходе комплексного осуществления коррекционной помощи на занятиях со всеми рекомендуемыми специалистами, поскольку педагоги-специалисты используют в коррекционной работе подход, подразумевающий систему общих методов и приемов работы, единство рассматриваемых тем.
Планируемые личностные результаты.
Учащийся будет или сможет:
- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
- при помощи педагога или самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- принимать посильное участие (в пределах возрастных и индивидуальных возможностей) в общественной жизни класса и школы (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
- придерживаться (в некоторых случаях при помощи педагога) норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
- при помощи педагога или самостоятельно строить жизненные планы с учётом конкретной ситуации и собственных индивидуальных возможностей и склонностей;
- при помощи педагога или самостоятельно выбирать профильное образование для дальнейшего обучения;
- с помощью педагога ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в различных аспектах школьной жизни на основе их анализа;
- давать оценку результатов своей работы на основе критериев успешности ее выполнения, задаваемых педагогом;
- осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения усвоенных моральных норм и этических чувств, анализируя их с помощью педагога;
- принимать и придерживаться традиционных ценностных ориентаций (семьи, природы, своей страны, здорового образа жизни, уважительного отношения к окружающим людям).
Планируемые регулятивные результаты.
Учащийся будет или сможет:
- с помощью педагога или самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее оптимальные способы решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно или с помощью педагога выбирать приоритетные цели;
- под руководством педагога или самостоятельно координировать свои действия с планируемыми результатами, контролировать ход выполняемой деятельности, выбирать способы действий, исходя из имеющихся условий и требований, корректировать действия при изменении ситуации;
- с помощью педагога или самостоятельно оценивать собственные возможности при выполнении учебной задачи, правильность её выполнения;
- самостоятельно или под руководством педагога принимать решения в учебной и внеучебной деятельности;
- делать простейший прогноз будущих событий и развития выполняемой деятельности самостоятельно или под руководством педагога;
- прогнозировать и контролировать временные рамки выполнения учебной и внеучебной деятельности самостоятельно или с помощью педагога;
- осуществлять самоконтроль и самооценку на индивидуально доступном уровне.
Планируемые коммуникативные результаты.
Учащийся будет или сможет:
- вступать в учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителями (в паре, в группе) на индивидуально доступном уровне;
- регулировать самостоятельно или при участии педагога конфликтные ситуации посредством учёта интересов сторон и поиска компромисса;
- аргументированно отстаивать своё мнение самостоятельно или под руководством педагога;
- согласно индивидуальным возможностям формировать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- сознательно использовать устную и письменную речь в учебно-познавательной деятельности, для общения, выражения собственных мыслей, чувств, идей на индивидуально доступном уровне самостоятельно или при помощи педагога;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь как регулятор планирования, осуществления и коррекции деятельности самостоятельно или под руководством педагога;
- участвовать в диалоге, в групповом обсуждении при совместной деятельности на индивидуально доступном уровне.
Планируемые познавательные результаты.
Учащийся будет или сможет:
- самостоятельно или с помощью педагога определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- самостоятельно или под руководством педагога создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;
- использовать навык смыслового чтения на индивидуально доступном уровне, применять основы ознакомительного, поискового чтения;
- проводить простейшие наблюдения по плану и простейшие эксперименты под руководством учителя;
- самостоятельно или под руководством педагога объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- самостоятельно или при помощи педагога осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- на индивидуально доступном уровне адекватно воспринимать переносный смысл выражений, пословиц, метафор, применяя образные обороты речи;
- самостоятельно или при помощи педагога работать с текстом, выявляя его структуру, главную идею, тему, последовательность событий и причинно-следственные связи;
на индивидуально доступном уровне принимать участие в проектно- исследовательской деятельности самостоятельно или под руководством педагога.