Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Программа комплексного сопровождения — это программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, адаптации в социуме.

Комплексное сопровождение — это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система.

Система комплексного сопровождения осуществляется по следующим направлениям:

  1. Образовательное — усвоение образовательной программы (нач. школа-развитие, ср. звено-стандарт)
  2. Коррекционно-развивающее — индивидуальное сопровождение ребенка с особенностями в развитии педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем — дефектологом, врачом. Работа учителя в подгруппе (кор. занятия) и в группе (факультативы).
  3. Социальное развитие детей — которое происходит в ходе совместных мероприятий, занятиях доп. образования.

Нормативно-правовой и документальной основой являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2001) раздел 2.9.;
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 01.01.01 г.)
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 01.01.01 г. N 124-ФЗ)

Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Поэтому для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека.

Оборудование «Доступная среда»

В разделе «Развивающие игры»  представлено оборудование, направленное на обогащение сенсорного опыта ребенка, на развитие памяти, внимания, речи, мелкой моторики, логического мышления.

Этот раздел включает следующее оборудования:

  1. Доска-сортер
  2. Набор для творческого конструирования тип 3 набор человечков «Семь цветов радуги»
  3. Набор для творческого конструирования «Пейзаж» (большой и малый)
  4. Тактильные рукавички
  5. Игра «Мягче-жестче»
  6. Тактильная волнистая дорожка (8 элементов)
  7. Тактильные доски (большие и малые)
  8. ТактиЛото
  9. Игра «Что это?»
  10. Сенсино
  11. Тастаро
  12. Бусины «Перло»
  13. Набор винтиков и гаечек
  14. Лего
  15. Сказочный мешочек «Семья»
  16. Звучащие куклы
  17. Запомни звук
  18. Лабиринт проволочный настольный (треугольная призма)
  19. Рисуем на песке
  20. Сухой бассейн круглый


В  раздел «Балансировка и координация
» входят игры, которые  помогают  развитию у детей пространственной ориентировки и координации движений, осознанию  схемы собственного тела, формируют навык  удержания равновесия. С их  помощью  удается раскрепостить скованных детей, снять мышечное напряжение, снизить излишнюю возбужденность и даже возможно агрессивность.

Оборудование:

  1. Панель-лабиринт деревянная «Рисуем ногами»1
  2. Панель-лабиринт «Рисуем ногами»2
  3. Балансировка и координация «Шарик в лабиринте»
  4. Балансировка и координация «Мышка в лабиринте»
  5. Мяч на резинке
  6. Баррикадо
  7. «Лабиринт» для развития координации движений
  8. «Подуй на шарик»
  9. Книга-лабиринт
  10. Зеркальный домик

Развиваем координацию движения Панель-лабиринт деревянная «Рисуем ногами» 

Балансировка и координация: Мышка в лабиринте  

Развивающая игра «Лабиринт» для развития координации движений  

0004

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ  Игра с бусинами «Перло»

Сухой бассейн круглый

0006

Сказочный мешочек «Семья»

Информация для родителей

Программа коррекционной работы начального общего образования

Программа коррекционной работы Учреждения разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с учетом опыта работы Учреждения по данной проблематике.

Цель программы

         Программа коррекционной работы в Учреждении направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья,  их социальную адаптацию.

         Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы.

— Выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

— Выявлять особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.

— Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

— Разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для учащихся ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

— Реализовать систему мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Принципы, определяющие содержание программы коррекционной работы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

2.5.1.Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий

 

Программа коррекционной работы при получении начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации учащихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательной деятельности — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.5.2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья

  Диагностическая работа

            № п/п Содержание работы Сроки Виды и формы деятельности Ответственный Результат
1 Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи I четверть Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями.

Наблюдение классного руководителя,

анализ работ обучающихся.

Логопедическая и психологическая диагностика,

опрос педагогов.

заполнение диагностических  карт специалистами. Формирование групп для коррекционных и развивающих занятий

учителя 1-х классов, психолог Анализ контингента учащихся
2 Первичная диагностика отклонений в развитии детей и анализ причин трудностей адаптации I четверть учителя 1-х классов, психолог Выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе
3 Комплексный сбор сведений об учащемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля I четверть учителя 1-х классов, психолог,  социальный педагог, медицинская сестра Выработка стратегий взаимодействия с учащимся с ОВЗ
4 Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей I четверть Учителя 1-х классов, психолог, педиатр Выявление резервных возможностей и сохранных функций организма учащегося с ОВЗ
5 Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся; I полугод. Психолог, учителя 1-х классов Выявление резервных возможностей организма учащегося с ОВЗ
6 Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания учащегося I полугод. социальный педагог, учителя 1-х классов Помощь родителям в вопросах воспитания учащегося с ОВЗ
7 Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащегося с ограниченными возможностями здоровья I, II полугод. учителя 1-х классов Помощь в адаптации и социализации учащегося с ОВЗ
8 Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития учащегося I, II полугод. учителя начальных классов, психолог Эффективность работы специалистов с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
9 Анализ успешности коррекционно-развивающей работы в конце учебного года Педагогический консилиум с привлечением специалистов учителя начальных классов, психолог Эффективность реализации коррекционно-развивающих программ

 

Коррекционно-развивающая работа

№ п/п Содержание работы Сроки Виды и формы деятельности Ответствен

ный

Результат
1 Выбор оптимальных для развития учащегося с ОВЗ коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его образовательными потребностями в течение  учебного года Игровые ситуации,

упражнения, задачи,

коррекционные приёмы и методы обучения

Элементы изотворчества, танцевального творчества

Валеопаузы, мину-

ты отдыха

Индивидуальная

работа, дополнительные

задания и помощь

учителя

Коррекционные занятия с психологом и логопедом

учителя начальной школы, психолог Адаптация учащегося с ОВЗ, выполнение им образовательного стандарта
2 Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения в течение  учебного года учителя начальной школы, психолог Адаптация учащегося с ОВЗ, выполнение им образовательного стандарта
3 Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательной деятельности, направленной на формирование УУД и коррекцию отклонений в развитии в течение  учебного года учителя начальной школы, психолог Адаптация учащегося с ОВЗ, достижение им образовательного стандарта
4 Коррекция и развитие высших психических функций в течение  учебного года психолог Коррекция отклонений в развитии
5 Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер учащегося и психокоррекция его поведения в течение  учебного года психолог Коррекция отклонений в развитии
6 Социальную защиту учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах в течение  учебного года учителя начальной школы, социальный педагог Успешная адаптация ребенка с ОВЗ

Консультативная работа

№ п/п Содержание работы Сроки Ответственный Результат
1 Выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся с ОВЗ, единых для всех участников образовательной деятельности в течение  учебного года учителя начальной школы,  психолог Выработка стратегий в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ с целью выполнения ими образовательного стандарта
2 Консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с учащимся с ограниченными возможностями здоровья по запросу и необходимости психолог, логопед, социальный педагог Помощь педагогам в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ
3 Консультативная помощь семье и педагогам в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения учащегося с ограниченными возможностями здоровья по запросу и необходимости учителя начальной школы,  психолог Помощь семье и педагогам в вопросах воспитания и взаимодействия учащегося с учащимся с ограниченными возможностями здоровья

Информационно-просветительская работа

№ п/п Название мероприятия (работы) Сроки Ответственный Результат
1 Оформление информационных буклетов для родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ

 

I полугодие учебного года заместитель директора по УВР,      психолог

 

Особенности сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ в Учреждении
2 Тематические выступления специалистов для педагогов по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ограниченными возможностями здоровья по мере необходимости и запросу заместитель директора по УВР в начальной школе, психолог, социальный педагог Выработка единой стратегии взаимодействия специалистов всех уровней в обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ
3 Лектории для родителей учащихся с ограниченными возможностями здоровья с ОВЗ по разъяснению особенностей воспитания и обучения в Учреждении по мере необходимости и запросу в рамках родительских собраний заместитель директора по УВР,        учителя начальной школы Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания и обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

 

2.5.3. Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

 

  1. Специфика организации учебной деятельности и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения. Педагогические работники Учреждения должны знать основы инклюзивного образования, коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательной деятельности и реабилитационного процесса для таких учащихся.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

  • наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
  • поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией Учреждения, родителями;
  • составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка;
  • составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
  • контроль за успеваемостью и поведением учащихся в классе;
  • формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в Учреждении комфортно;
  • ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
  • организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

 С целью обеспечения освоения учащимися  с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в штатное расписание Учреждения  введена  ставка педагога-психолога, а по согласованию с  ГОО «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности») в Учреждении работают психолог, логопед, хореограф.  Уровень квалификации работников для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В Учреждении  проводится работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации работы с учащимися с  ОВЗ.

2.В целях профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей младшего школьного возраста  3 раза в неделю проводятся уроки физической культуры, внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность. В целях профилактики нарушения опорно-двигательного аппарата в Учреждении имеется специальная мебель: парта для детей с ДЦП с регулировкой уровня высоты.

  1. Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среду Учреждения, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности учащихся с ОВЗ:

— кабинет для организации коррекционных (индивидуальных и групповых) занятий;
—  спортивный зал;

-столовая;
— кабинет для обеспечения медицинского обслуживания.

В учебных классах при необходимости учащемуся  возможно предоставить дополнительное пространство для свободного перемещения. Минимальный размер зоны ученического места для ребенка на коляске (с учетом разворота инвалидной коляски) — 1,5 х 1,5 м.

Также возможно предусмотреть около парты дополнительное пространство для хранения инвалидной коляски (если ребенок пересаживается с нее на стул), костылей, тростей и т.д. Ширина прохода между рядами столов в классе не менее 90 см. Такая же ширина должна у входной двери без порога. Двери в учебных кабинетах двухстворчатые. Также возможно оставить свободным проход около доски, чтобы учащийся на коляске или на костылях смог спокойно перемещаться там.

Для обучения учащихся  с ОВЗ в Учреждении имеется комплект оборудования : лупа портативная электронная RUBY, клавиатура Clevy с разделяющей клавиши накладкой, ресивер для беспроводной связи, система сетевого исследовательского взаимодействия школьников «ГлобалЛаб», персональный компьютер с монитором;

для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеется комплект оборудования :минипандус, парта для детей с ДЦП;

для обучения учащихся с ОВЗ тип 2 имеется оборудование: тренажер логопедический для коррекции устной и письменно речи, парта логопеда, зеркало переносное для развития речи, комплект устройства с зеркалом для записи и последующего прослушивания речи, устройство для контроля собственной речи, муляж артикуляционного аппарата, набор логопедических постановочных и массажных зондов, логопедическое зеркало с отверстием, книга «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи» др.

  1. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе в дальнейшем развитие дистанционной формы обучения учащихся , имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий. Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

2.5.4 Механизмы взаимодействия специалистов

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательной деятельности.

Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер учащегося.

Учреждение взаимодействует по вопросам коррекционной работы с  внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики, медицины: ГОО «Кузбасский региональный цент психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи «Здоровья и развития личности», МБУЗ «Детская клиническая больница №7», областная психолого-медико-педагогическая комиссия.

2.5.5. Планируемые результаты коррекционной работы

— Своевременное выявление учащихся с ОВЗ

— Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей  работы с ними

— Достижение  предметных, метапредметных и личностных результатов в  соответствии с ООП НОО.

Программа коррекционной работы основного общего образования

2.4.1. Цели и задачи коррекционной работы с учащимися при получении основного общего образования

Программа направлена на создание системы комплексной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Программа коррекционной работы основного общего образования обеспечивает:

выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с  ограниченными возможностями здоровья при освоении ими  основной образовательной программы; реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья;

создание  специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;

создание  специальных условий воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности;

дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели программы:

оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки учащимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных  образовательных программ.

Задачи программы:

  • выявлять и удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;
  • определять особенности организации образовательной деятельности и условия интеграции для рассматриваемой категории учащихся в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  • разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы, учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия для учащихся с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
  • обеспечивать возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • формировать зрелые личностные установки, способствующие оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
  • расширять адаптивные возможности личности, определяющие готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
  • развивать коммуникативную компетенцию, формы и навыки конструктивного личностного общения в группе сверстников;
  • реализовывать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным,

правовым и другим вопросам.

Принципы построения программы:

Преемственность. Обеспечение единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствующего достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Обеспечение связи программы  коррекционной  работы  с  программой  развития  универсальных  учебных действий у учащихся при получении основного общего образования, программой формирования и развития ИКТ-компетентности учащихся, программой воспитания и социализации  учащихся.

Соблюдение интересов ребёнка. Определяет позиция специалиста, призванного решать проблему ребёнка с максимальной  пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Обеспечение единства диагностики, коррекции и развития, всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка.

Непрерывность. Гарантия учащимуся и его родителям (законным представителям) в непрерывности помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) учащихся с особыми образовательными потребностями выбирать формы получения учащимися образования, формы обучения, защищать законные права и интересы учащихся, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) учащихся с особыми образовательными потребностями в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).

2.4.2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению учащимися с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы основного общего образования

Направления работы

Диагностическое:

  • выявление особых образовательных потребностей учащихся с особыми образовательными потребностями при освоении основной образовательной программы основного общего образования;
  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащегося с особыми образовательными потребностями, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей учащихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий  семейного воспитания  учащегося;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации учащегося с ограниченными возможностями здоровья;
  • системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития учащегося особыми образовательными потребностями (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).

Коррекционно-развивающее:

  • реализация комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого- педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательной деятельности учащихся особыми образовательными потребностями с учётом особенностей психофизического развития;
  • выбор оптимальных для развития учащегося с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • социальная защита учащегося в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативное:

  • выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимися с особыми образовательными потребностями, единых для всех участников образовательной деятельности;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимися с особыми образовательными потребностями;
  • консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения учащегося с особыми образовательными потребностями;
  • консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимися с особыми образовательными потребностями профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

Информационно-просветительское:

  • информационная поддержка образовательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • просветительская деятельность (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленная на разъяснение участникам образовательной деятельности — учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий учащихся с особыми образовательными потребностями.

2.4.3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями

 Диагностическое направление

Цель:  выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с особыми образовательными потребностями, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи

(направления деятельности) 

Планируемые результаты Виды и формы деятельности,

мероприятия

 

Сроки

(периодичность в течение года)

Ответственные

 

Психолого-педагогическая диагностика
Первичная диагностика для выявления группы «риска» Создание банка данных  учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

Наблюдение, психологическое обследование;

анкетирование  родителей, беседы с педагогами

 

 

 

 

 

сентябрь

 

Классный руководитель

Педагог-психолог

 

Углубленная  диагностика учащихся с ОВЗ Получение объективных сведений об учащемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических «портретов» детей Диагностирование

Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

сентябрь Педагог-психолог

 

Социально – педагогическая диагностика
 

Определить уровень организованности учащегося, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам

 

 

 

 

 

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.

Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

 

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.

 

 

 

 

Сентябрь — октябрь

 

 

 

Классный руководитель

Педагог-психолог

Учитель-предметник

 

 

Коррекционно-развивающее направление

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи (направления) деятельности

 

Планируемые результаты.

 

Виды и формы деятельности, мероприятия.

 

Сроки (периодичность в течение года)

 

Ответственные
Психолого-педагогическая работа
Обеспечить педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ Планы, программы

 

Разработать индивидуальную программу по предмету.

Разработать воспитательную программу работы с классом

Осуществление педагогического мониторинга достижений учащихся.

сентябрь Учитель-предметник, классный руководитель
Обеспечить психологическое сопровождение детей с ОВЗ Позитивная динамика развиваемых параметров 1.Формирование групп для коррекционной работы.

2.Составление расписания занятий.

3. Проведение коррекционных занятий.

4. Отслеживание динамики развития учащегося

 

До 10.10

 

 

10.10-15.05

Педагог-психолог
Профилактическая работа
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся с ОВЗ

 

 

Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с учащимися с ОВЗ.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность

Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового и безопасного образа жизни.

Реализация профилактических программ

 

В течение года

Педагог-психолог

Зам.директора по УВР

 

Консультативное направление

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации учащихся

Задачи (направления) деятельности

 

Планируемые результаты.

 

Виды и формы деятельности, мероприятия.

 

Сроки (периодичность в течение года) Ответственные

 

Консультирование педагогов 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультативной работы с учащимся, родителями, классом, работниками школы

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику Педагог – психолог

Заместитель директора

Консультирование учащихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с ребенком

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику Педагог – психолог

Заместитель директора

Консультирование родителей 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.

2. Разработка плана консультивной работы с родителями

Индивидуальные, групповые, тематические консультации

 

По отдельному плану-графику Педагог – психолог

Заместитель директора

 

Информационно – просветительская работа

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательной деятельности

 

 

Задачи (направления) деятельности

 

Планируемые результаты.

 

Виды и формы деятельности, мероприятия.

 

Сроки (периодичность в течение года)

 

Ответственные

 

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам

 

Организация работы  семинаров, тренингов. Информационные мероприятия По отдельному плану-графику Педагог – психолог

Заместитель директора

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории учащихся Организация методических мероприятий Информационные мероприятия  По отдельному плану-графику

 

 

 

 

 

 

Педагог – психолог

Заместитель директора

 

Направления работы специалистов

Педагогическое сопровождение     

 

Направления

 

   Задачи     Содержание и формы работы Ожидаемые результаты
Диагностическое  

1.Сбор диагностического инструментария для проведения коррекционной работы.

2.Организация педагогического сопровождения детей, чье развитие осложнено действием неблагоприятных факторов.

3.Установление объема знаний, умений и навыков, выявление трудностей, определение условий, в которых они будут преодолеваться.

4.Проведение комплексной диагностики уровня сформированности УУД.

 

Изучение индивидуальных карт медико – психологической диагностики.

Анкетирование

Беседы.

Тестирование.

Наблюдение.

 

Создание  «карты проблем»

Создание аналитической справки об уровне сформированности УУД.

Диагностические портреты детей.

Корреционное  

1.Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности.

2.Овладение навыками адаптации учащихся к социуму.

3.Развитие творческого потенциала учащихся.

4.Создание условий для развития сохранных функций; формирование положительной мотивации к обучению;

5.Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения; коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы;

6.Формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности; воспитание умения общаться, развитие коммуникативных навыков.

 

 

Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Все виды коррекционных работ должны быть направлены на развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

— наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);

— поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

— составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребёнка.

— составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;

— контроль  успеваемости и поведения учащихся в классе;

— формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;

— ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);

— организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

— формирование УУД на всех этапах учебной деятельности;

— обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять;

— побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью  учащихся;

— установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

— использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

— максимальное использование сохранных анализаторов

 

2.4.4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность  работы

Взаимодействие специалистов Учреждения обеспечивает  системное сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями, специалистами различного профиля в образовательной деятельности, включающее:

  • комплексность в определении и решении проблем учащегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;
  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития учащегося;
  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Формы организованного взаимодействия специалистов: консилиумы, службы сопровождения, предоставляющие помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с особыми образовательными потребностями.

Условия реализации программы

Организационные

Согласно Положению об индивидуальном обучении на дому учащихся с ограниченными возможностями здоровья в Учреждении программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы обучения и специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • обучение в общеобразовательном классе;
  • обучение по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе;
  • сочетание обучения по индивидуальной программе, дистанционной формы обучения и обучения по программе дополнительного образования.

Психолого-педагогическое   обеспечение:

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
  • психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно- воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательной деятельности, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности учащихся с особыми образовательными потребностями; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок учащихся, соблюдение санитарно- гигиенических правил и  норм);
  • участие всех детей с особыми образовательными потребностями, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Программно-методическое:

В процессе реализации программы коррекционной работы используются рабочие программы социально-педагогической направленности, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя.

Кадровое обеспечение

Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование: педагогом- психологом, социальным педагогом и педагогами, прошедшими курсовую подготовку.

Информационное обеспечение:

Создание информационной образовательной среды и развитие на её основе форм обучения с использованием информационно – коммуникационных технологий, обеспечение доступа детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей) и педагогов к сетевым источникам информации, к информационно – методическим фондам.

2.4.5. Планируемые результаты коррекционной работы

В соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и, поскольку Программа коррекционной работы является разделом ООП ООО, планируемые результаты коррекционной работы формулируются в рамках следующих блоков универсальных учебных действий (УУД):

  • личностные
  • регулятивные
  • коммуникативные
  • познавательные.

В разделе «Программа коррекционной работы» не рассматриваются предметные результаты, хотя их формирование отчасти имеет место и в результате осуществления коррекционно-развивающей деятельности, но их непосредственное достижение не является задачей коррекционной работы.

Кроме того, следует иметь в виду, что планируемые результаты по всем группам УУД формулируются только на уровне «учащийся сможет», подразумевающем, что описываемых результатов достигнет большинство детей, получивших целенаправленную регулярную и длительную

коррекционную помощь. Однако, следует также учитывать, что планируемые результаты коррекционной работы сформулированы в обобщённом виде, вследствие чего некоторые учащиеся с особыми образовательными потребностями в зависимости от индивидуальных особенностей имеющихся нарушений могут не достигнуть планируемых результатов в полном объёме.

Также необходимо учитывать, что личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные результаты достигаются в ходе комплексного осуществления коррекционной помощи на занятиях со всеми рекомендуемыми специалистами, поскольку педагоги-специалисты используют в коррекционной работе подход, подразумевающий систему общих методов и приемов работы, единство рассматриваемых тем.

Планируемые личностные результаты.

Учащийся будет или сможет:

  • положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;
  • при помощи педагога или самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • принимать посильное участие (в пределах возрастных и индивидуальных возможностей) в общественной жизни класса и школы (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
  • придерживаться (в некоторых случаях при помощи педагога) норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • при помощи педагога или самостоятельно строить жизненные планы с учётом конкретной ситуации и собственных индивидуальных возможностей и склонностей;
  • при помощи педагога или самостоятельно выбирать профильное образование для дальнейшего обучения;
  • с помощью педагога ориентироваться на понимание причин своих успехов и неудач в различных аспектах школьной жизни на основе их анализа;
  • давать оценку результатов своей работы на основе критериев успешности ее выполнения, задаваемых педагогом;
  • осознавать смысл и оценивать свои поступки и поступки других детей с точки зрения усвоенных моральных норм и этических чувств, анализируя их с помощью педагога;
  • принимать и придерживаться традиционных ценностных ориентаций (семьи, природы, своей страны, здорового образа жизни, уважительного отношения к окружающим людям).

Планируемые регулятивные результаты.

Учащийся будет или сможет:

  • с помощью педагога или самостоятельно планировать пути достижения цели, выбирать наиболее оптимальные способы решения учебных и познавательных задач;
  • самостоятельно или с помощью педагога выбирать приоритетные цели;
  • под руководством педагога или самостоятельно координировать свои действия с планируемыми результатами, контролировать ход выполняемой деятельности, выбирать способы действий, исходя из имеющихся условий и требований, корректировать действия при изменении ситуации;
  • с помощью педагога или самостоятельно оценивать собственные возможности при выполнении учебной задачи, правильность её выполнения;
  • самостоятельно или под руководством педагога принимать решения в учебной и внеучебной деятельности;
  • делать простейший прогноз будущих событий и развития выполняемой деятельности самостоятельно или под руководством педагога;
  • прогнозировать и контролировать временные рамки выполнения учебной и внеучебной деятельности самостоятельно или с помощью педагога;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку на индивидуально доступном уровне.

Планируемые коммуникативные результаты.

Учащийся будет или сможет:

  • вступать в учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и учителями (в паре, в группе) на индивидуально доступном уровне;
  • регулировать самостоятельно или при участии педагога конфликтные ситуации посредством учёта интересов сторон и поиска компромисса;
  • аргументированно отстаивать своё мнение самостоятельно или под руководством педагога;
  • согласно индивидуальным возможностям формировать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  • сознательно использовать устную и письменную речь в учебно-познавательной деятельности, для общения, выражения собственных мыслей, чувств, идей на индивидуально доступном уровне самостоятельно или при помощи педагога;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь как регулятор планирования, осуществления и коррекции деятельности самостоятельно или под руководством педагога;
  • участвовать в диалоге, в групповом обсуждении при совместной деятельности на индивидуально доступном уровне.

Планируемые познавательные результаты.

Учащийся будет или сможет:

  • самостоятельно или с помощью педагога определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • самостоятельно или под руководством педагога создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач;
  • использовать навык смыслового чтения на индивидуально доступном уровне, применять основы ознакомительного, поискового чтения;
  • проводить простейшие наблюдения по плану и простейшие эксперименты под руководством учителя;
  • самостоятельно или под руководством педагога объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • самостоятельно или при помощи педагога осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • на индивидуально доступном уровне адекватно воспринимать переносный смысл выражений, пословиц, метафор, применяя образные обороты речи;
  • самостоятельно или при помощи педагога работать с текстом, выявляя его структуру, главную идею, тему, последовательность событий и причинно-следственные связи;

на индивидуально доступном уровне принимать участие в проектно- исследовательской деятельности самостоятельно или под руководством педагога.